-
Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах, не путайте его поступок с личностью. Никогда не говорите ребенку, что он плохой (оценка личности недопустима!). Скажите, что он совершил неверный поступок (оценка поступка необходима).
-
Относитесь к ребенку с уважением, никогда не перебивайте, разговаривайте, не повышая голоса.
-
Когда ребенок что-то просит, а вы отказываете, объясните отказ.
-
Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места. Читайте книги ребенка, а затем обсуждайте их. Подыскивайте новые книги для совместного чтения. Размышляйте вместе над интересующими вас проблемами. Ходите в библиотеку.
-
Вдохновляйте ребенка на отличную учебу. Но не ждите и не требуйте от него невероятных успехов. Допустите мысль о том, что на ошибках люди учатся.
-
Если ваш ребенок отказывается ходить в школу или посещает ее неохотно, попытайтесь выяснить, что случилось. Может быть, требования к учебе излишне высокие или, наоборот, низкие? Получает ли ребенок необходимую помощь и поддержку от школы? Чувствует ли себя в школе в безопасности?
-
Отмечайте школьные успехи, устраивая по этому поводу праздники. Помните, что ребенок, получивший вместо тройки четверку, заслуживает не меньшей похвалы, как если бы он «исправил» четверку на пятерку.
-
Интересуйтесь у классного руководителя и учителей, как учится ваш ребенок. Не дожидайтесь записи в дневнике.
-
Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты. Вопрос, который мы обычно задаем малышам: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», постепенно должен быть дополнен следующим вопросом: «Как ты собираешься этого добиться? Какие шаги собираешься для этого предпринять?»
-
Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека. Уверенное отстаивание своего мнения - положительное качество. Агрессивное поведение небезопасно. Излишняя агрессивность - отрицательное качество. Пассивное поведение делает позицию человека легко уязвимой. Вместе с ребенком обсуждайте три вида поведения в разных ситуациях.
-
Если ребенку трудно сформулировать свои убеждения, не навязывайте ему взамен собственные взгляды. Терпеливо ждите, что он, в конце концов, скажет. Не пугайтесь, если ваши мнения расходятся.
-
Стремитесь научить ребенка придерживаться собственного мнения, личных убеждений, а не поступать как все, только потому, что так легче.
-
Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможности высказаться. Внимательно выслушивайте. Принимая решения, учитывайте его чувства и мнение.
-
Учите ребенка принимать решения: (1) находить подходящую информацию и анализировать проблему со всех сторон; (2) выдвигать разные варианты ее решения; (3) взвешивать все «за» и «против» каждого из вариантов решений; (4) аккуратно просчитывать возможные последствия того или иного решения; (5) выбирать что-то одно из нескольких возможных и до конца придерживаться принятого решения.
-
Не бойтесь ошибок ребенка. Не ругайте его за неудачный выбор. Не защищайте его от последствий неправильного выбора.
-
Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты, выслушивайте мнение ребенка.