ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Психологическая готовность к образовательной деятельности в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для усвоения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Готовность к обучению в школе включает в себя следующие составляющие:
- мотивация к обучению развитие воли,
- умение контролировать своё поведение,
- интеллектуальное развитие,
- умение понимать смысл сказанного.
Мотивация к обучению является одной из главной составляющей готовности к школе и формируется при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познать окружающий мир с рождения. При нормальном развитии ребенка это стремление с возрастом увеличивается. Поэтому родителям необходимо постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы ребенка, читать им художественные и развивающие книги и энциклопедии, играть в развивающие и дидактические игры, хвалить ребёнка за его успехи, поддерживать его при неудачах.
Интеллектуальное развитие также проходит поэтапно. Первоначально формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, разложи предметы по цветам). Следующим этапом является решение задачи в уме (с нереальными предметами). Задачи непрерывно усложняются в художественной деятельности, игре, конструировании, ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.
При поступлении в школу ребёнок должен знать:
-Свое ФИО;
-Свою дату рождения и возраст;
-ФИО родителей, их профессии;
-Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;
-Главные достопримечательности своего края;
-Название своей страны и её столицы;
-Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени - года;
-Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;
-Растения и знать, где они растут;
-Части человеческого тела;
-Названия профессий;
-Русские народные сказки;
-Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения.
И уметь:
- Различать живое и неживое, рода (мужской и женский), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал);
-Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право - лево, верх - низ;
-Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;
-Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;
-Составить рассказ по предъявленной картинке;
-Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;
-Разделять слова на слоги притопами или хлопками;
-Различать согласные и гласные звуки;
-Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: «дом» «мак», «дубы», «суп», «зубы», «сани», «осы»;
-Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
-Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;
-Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);
-Делать аппликации из разноцветной бумаги;
-Лепить из пластилина и глины;
-Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;
-Соотносить цифру с количеством предметов;
-Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;
-Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;
-Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры
Рекомендации по подготовке ребенка к школе:
Подготовку к школе нужно начинать с развития речи. При нормальном речевом развитии ребенок 6-7 лет при ответе на вопрос должен давать полный ответ, состоящий и 3-5 слов. Например, на вопрос: «В каком городе ты живешь?» лучше отвечать: «Я живу в городе «Онега», чем односложно: «Онега». Необходимым умением ребенка является определение количества слов в предложении. Научите ребенка называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки: первый, последний и т. д. (это крайне важно для обучения чтению и письму).
Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, ответить на вопросы по содержанию. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит – так он научится составлять рассказ по картинке. Обязательно читайте ему рассказы, сказки и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию.